Как вести дела с чиновниками
28.11.2013

Как вести дела с чиновниками

1. Не надейтесь на президента

Зачастую бизнесмены, чтобы проект получил одобрение у госслужащего, апеллируют к последним указаниям президента России. Условно: «Вы же знаете, что сейчас разрабатывается „дорожная карта” земельно-имущественных отношений? Так вот мой проект идеально вписывается в эту карту!» Вряд ли эта хитрость сработает — разве что случайно, вследствие особого стечения обстоятельств. Надеяться на такую случайность — все равно что рассыпать соль из банки и ждать, что в результате сама собой получится какая-нибудь красивая фигура. Гораздо важнее понимать общие принципы, которыми руководствуются чиновники, принимая решения.

2. Покажите чиновнику, что вы безопасны

Чиновник, который каждый день общается с десятками людей и перерабатывает массу информации, изначально с некоторым предубеждением относится ко всему, что появляется в сфере его внимания. Ему важно понимать, что вы не опасны ни для него, ни для его структуры.

Не думайте, что ваше спасение — «откат». Мне очень нравится фраза президента Национальной ассоциации специалистов по связям с органами государственной власти Андрея Годунова: «Не пытайтесь всех купить — научитесь дружить с людьми».

Госслужащему очень важна человечность в отношениях. Я не имею в виду совместные походы в баню или что-то в этом роде. Вы должны показать ему: да, я понимаю, что вы тоже человек, что у вас есть личные, индивидуальные потребности. Очень важно найти точки пересечения во внерабочей сфере — может быть, вы одинаково любите Бетховена или рыбалку.

3. Не прогибайтесь под чиновников

Льстить, угождать, демонстрировать свою зависимость от чиновника, пытаясь таким образом им манипулировать,— в большинстве случаев это не работает. При общении большинство людей (даже если они не читали книг Алана Пиза о языке телодвижений) считывают информацию, чувствуют игру, видят подхалимаж. Соответственно, они понимают, что вы врете. А если вы врете, то вас начинают опасаться (см. пункт 2).

Быть искренним — самая надежная политика. Конечно, единого алгоритма поведения не существует — важно понимать, что за тип личности перед вами. Если человек ориентирован исключительно на удовлетворение собственного эго, то, может быть, немного лести не повредит. Но таких людей немного — в госструктурах сидят люди не глупее нас. Надеяться на то, что заискивание сработает, не стоит.

4. Думайте о своем реноме в глазах охранника

Не забывайте, что все служащие «ниже» чиновника (от секретаря до охранника), могут стать для вас источником ценной информации о нем: график работы? что предпочитает? чего не любит? когда к нему стоит обращаться, когда — нет? Об этом вам смогут рассказать в окружении чиновника.

Кроме того, эти сотрудники косвенно влияют на решения начальства. Ведь они могут передавать информацию не только вам, но и в противоположном направлении. Например, секретарь, с которым вы загодя познакомились и подружились, в удобный момент может замолвить за вас словечко, подтвердить своему руководителю, что вы честный и порядочный бизнесмен. Такая информация, безусловно, вызовет больше доверия со стороны чиновника, чем ваше заявление в лоб: «Верьте мне, я честный и порядочный».

5. Помните о правиле «трех гвоздей»

Ирина Хакамада в книге «Секс в большой политике» очень подробно, опираясь на свой опыт госслужбы, описала механизмы работы чиновников, принципы принятия ими решений. Например, она рассказывает о том, что первое время вела себя как неофит: пыталась выполнять всю работу, которая на нее сваливалась, — реагировала на любую бумажку, на любое распоряжение. И в какой-то момент поняла, что она физически не справляется с таким гигантским объемом. Нужно было выбирать: либо продолжать пребывать в состоянии стресса 24 часа в сутки, либо фильтровать поступающие задания. В результате Хакамада стала решать только те вопросы, которые возникали неоднократно (с подачи других чиновников или руководства). То есть, по сути, начала действовать по правилу «трех гвоздей», описанному в литературе по бизнес-психологии: вы надеваете одежду только после того, как она повисела на трех разных гвоздиках. Не забывайте об этом правиле — периодически напоминайте о себе чиновнику, если ваше дело стоит на месте.


Источник: http://journal.dasreda.ru/manage/4315-kak-razgovarivat-s-chinovnikami


Возврат к списку