Как снять сливки в бизнес-школе?
01.01.2012

Как снять сливки в бизнес-школе?

Вы платите деньги и уделяете время на программу обучения. При этом 50% ее ценности – это связи. А как сполна получить эти связи? Очень часто для того чтобы понять, чего мы хотим или как должны поступить, нужно лишь правильно сформулировать вопрос – и ответ придет сам. Именно в такой манере рассуждает Алексей Кекулов.

Сегодня в программы бизнес-образования (особенно курсы Executive MBA) все больше включают искусство сомелье, аэроклуб, яхты, гольф, стрельбу из оружия, арт-дизайн и прочее. Казалось бы, это не имеет отношения к управлению бизнесом. А как же личность, как же харизма, как же лидерские качества? Вот тут и нужны все эти курсы, которые потом редко кто оценивает и может даже не включать в диплом. С другой стороны – ведь каждый слушатель может и отдельно пройти эти программы. Но нет, включают ведь в программу бизнес-школы.

Теперь давайте вспомним, из чего, по мнению экспертов, состоит польза бизнес-школы. 50% - знания и навыки, 50% - связи. Виктория Пралич (исполнительный директор MBAConsult), занимаясь помощью в подборе бизнес-школ для абитуриентов, утверждает примерно то же самое, акцентируя особое внимание на пользе связей. Знания в школе дают. Дают и площадку для связей. А как быть с обучением работы со связями? Или это носит исключительно случайный характер, и тут никакие советы и алгоритмы не применимы? Тогда зачем обладатель самой шикарной сети связей – по мнению американского журнала Forbes – этоКейт Феррацци – пишет одну за другой книги о тактике нетворкинга? Зачем выступает на эту тему? Зарабатывает? Те, кто выступал за деньги – поддержат меня в том, что выступления не являются лучшим инструментом для зарабатывания денег. Тем более – больших денег: есть биржи, недвижимость, производство, инвестиции и пр. Тогда зачем он это делает? Слава? Опять же – мимо. В егое записной книге тысячи полезнейших контактов: представители СМИ, президенты стран, богатые люди и пр., - каждый из которых поможет ему со славой без книг и выступлений.

Давайте, вернемся к бизнес-школам. Вы платите деньги и уделяете время на программу обучения. При этом 50% ее ценности – это связи. А как сполна получить эти связи? Помимо учебы проходят выездные мероприятия, встречи с государственными служащими, выезды за границу, приглашают экспертов на мастер-классы, устраиваются балы, карнавалы... И как обзавестись связями на все свои 50%? Просто переписать контакты? Удачно пошутить и дать свою красивейшую визитку, оформленную по всем «правилам» хорошего тона? А успеете пообщаться с каждым на конференции, где более 100 человек, и все куда-то торопятся? Чаще всего, они спешат пообщаться со спикерами, но никак не с вами. А достаточно ли знать номер сотового и электронный адрес врача, помощь которого вам срочно нужна в два часа ночи? Вот тут мы часто и понимаем – у нас ничего и нет, по большому счету!

На деле возникает еще больше вопросов, ответы на которые никто в школе не давал. Сам об этом раньше не задумывался. А вот когда внезапно появилась потребность – надо срочно принять лучшее решение. Порой есть лишь сотая доли секунды на это. Если динамика высокая, то требуется принять 100 решений за 100 секунд. Готовы к такому марафону? А может, приготовиться заранее, обкатать схемы, понять свои сильные стороны, выделить «коронки» личные?

Часто, выходя из бизнес-школы, человек выносит свои 50% знаний и 10% связей. Контакты-то есть, а вот связи теплой нет. Я слышал в бизнес-школах такую позицию, что из этих 50% знаний преподаватель дает лишь 25%. А вторые 25% вы получаете при общении между студентами и в процессе решения настоящих ситуаций уже после школы. Вот тут бы пригодились не просто контакты, а связи. Хочется позвонить преподавателю через год после окончания… а лояльности к вам с его стороны – ноль. Например, антикризисное управление компанией. Когда оно вам на деле пригодится? Может, только через семь лет после окончания школы. При отсутствии связи бывший преподаватель уже и не вспомнит о вас. В лучшем случае, на звонок он ответит поверхностным советом. Получается, что и знаний в таком случае вы получите максимум 30% из возможных 50. Итак, в итоге вы получаете 30% знаний и 10% связей = 40% от того, что хотелось бы. Цифры грубые, но представление дают отменное. Все, что дают вам в бизнес-школе, тесно пересекается с качеством имеющихся связей. Насколько крепкие будут «нити» этих связей, если «вязать» их как придется…?

Допустим, что вопрос с теорией о нетворкинге вы решили. Накупили книг и погрузились на месяц в чтение. Достаточно этого? Насколько достаточно от желаемого? Опять вспоминается мудрость: «расскажи – и я забуду, научи – и я запомню, сделай со мной вместе – и я научусь». Следуя мудрости, хочется как минимум, учиться… а в идеале – делать вместе с преподавателем. А это тренинги, работы в группах, наставничество и прочие формы подачи информации. К сожалению, третьего в полной мере нет ни в одной школе (глубокого анализа не изучал, но наблюдения такие). Хотя, повторюсь, каждый это может делать за пределами бизнес-школы или выбрать ту, где это развито наиболее оптимально для вас. Рекламирует свои выступления – подумаете вы. Ничуть, я выступаю мало и редко, есть масса ораторов. А что касается тренингов – то чаще всего людям нужны не тренинги по нетворкингу, а тренинги для решения личных ограничений: страхи, проблемы коммуникаций, техники благодарности, внутренние конфликты психики с нравами и прочее.

Наблюдаю за обучением в разных бизнес-школах нашей родины. И могу отметить неприятную особенность, что в большинстве из них нет предмета «нетворкинг». Кроме того, нет ни мастер-классов на эту тему, ни внедренных традиций в школах, которые могли бы способствовать благоприятному климату для нетворкинга. Может показаться, на первый взгляд, что дело совсем плохо, и учащемуся ничего не остается, кроме как смириться и получать хотя бы то, что дают. Если вы стремитесь в смиренные монахи – тогда стратегия хороша. Если вы выбираете эту позицию «жертвы» от недоработанности бизнес-школы, - то я уже ничем не помогу вам. Вы уже сделали свой выбор. А для тех, кто считает себя хозяином своей жизни и готов к действиям ради развития и укрепления этой позиции – я поделюсь несколькими базовыми рекомендациями.

Традиционными направлениями развития ваших связей являются две группы людей в школе: тех, кто учится вместе с вами, и тех, кто выступает экспертами, преподавателями и партнерами школы. Это верхушка айсберга видна невооруженным глазом. Если говорить о подводной части айсберга, то тут можно еще упомянуть и online сообщества школы, группы в других социальных сетях (если они есть), ваши анкетные данные и публикации – как способ привлечь других интересных людей в вашу жизнь.

Указанная вами бизнес-школа в анкетных данных на том же Facebook может оказаться сближающим фактором с тем, кто просматривает вашу страницу. А это уже хороший повод для первого коммуникационного контакта (сообщение, комментарии к медиа-материалам, постам и блогам). Иногда это притягивает курсор мыши читателя к кнопке «добавить в друзья». Иногда это просто оседает в памяти посетителя вашей страницы. Позднее, при личной встрече, этот посетитель на уровне сознания может и не вспомнит об этом. Однако подсознание будет выдавать сигнал лояльности к вам, если эта лояльность есть к бизнес-школе, конечно.

Посещение факультативных мероприятий бизнес-школы: встречи с интересными людьми, совместные поездки, яхтенные регаты и прочее… тоже является хорошим кластером для входящих и исходящих знакомств. Стратегий знакомств достаточно много, и общую рекомендацию всем я не стану давать. Отмечу при этом, что люди сами часто обрезают возможность заводить новые знакомства. Проявляется это по-разному.


Например, я присутствовал на «Неделе Российского Бизнеса», куда в качестве спикеров были приглашены высокие лица из госаппарата и миллиардеры. Выступление проходило в большом зале, где напротив выступающего сидели другие спикеры и, вместе с ними, приглашенные слушатели. Это хорошее место для знакомств. А вне зала стояли очень удобные диванчики и мягкие кресла, напротив каждого из которых – большие ТВ-панели. На панели транслировалось прямое выступление спикеров из зала. Это значительно удобнее, но познакомиться там с кем-то практически невозможно, ведь сидят люди все по-отдельности… вероятность случайного знакомства среди слушателей снижается на порядок.


Впрочем, для кого-то такая обособленность – тоже стратегия личного брендирования и других тактик заведения знакомств. Если же это просто поиск комфорта на четыре часа жизни (удобное кресло, вместо стула), - тогда имеет смысл подумать. А надо ли оно? Важнее ли это для вас, чем новые хорошие знакомства.

Итак, вернемся к основным направлениям связей. Хочу поделиться теми рекомендациями, которые в отдельно взятом случае могут быть и ненужными. А именно:

  • будьте открыты и иллюстрируйте свою открытость;
  • успевайте помочь другим прямо на учебе;
  • запоминайте людей и их данные: чем полезны они вам и чем вы полезны им… или чем вам «кайфово» вместе.

Этот список каждый из вас сможет продолжить сам. Если вы заинтересовались самой сутью нетворкинга, - значит вы сделали большой шаг. Помните о нем, ищите, а идеи будут приходить вновь и вновь. В этой статье я показал направление для тех, кто хочет взять все в свои руки. Ответа на вопрос: «Связи или знания» я не даю – уверен, что он у каждого свой. Ответ может быть односторонним и категоричным, а может быть срединным вариантом между обоими инструментами (и знания, и связи в своей пропорции).

В дополнение ко всему вышесказанному хотелось бы ответить на один вопрос, который, наверняка, волнует многих –«Не поздно ли учить взрослых людей и состоявшихся руководителей?»

– Научить нельзя – научиться можно.

Да, действительно, есть такое мнение, что взрослого человека, тем более, руководителя, уже поздно чему-либо учить. Во-первых, он уже итак знает все, чтобы быть на уровне того, кем является. Во-вторых, человек уже закрепился в своих взглядах, и переубедить его даже в мелочах – крайне затруднительно. И оба утверждения верны в своей части. Если вставать в прямое противодействие с личностью и указывать ему «как надо», а, «как не надо», - то растет вероятность внутреннего конфликта и сопротивления преподносимой информации. В нашем случае я смотрю на процесс обучения, как на труд самого учащегося. Преподаватель или эксперт/консультант в данном случае, выражаясь метафорически, выступает скорее как проводник для учащегося (путника). «Проводник» не определяет пункт назначения, он даже не всегда определяет маршрут. Все это – прерогатива «путника», которому нужен «проводник» в качестве помощника для его путешествия по неизвестной ему местности. Предполагается, что «проводник» знаком с местностью и может поделиться знаниями и опытом в процессе пути, предупредит о возможных трудностях и даже опасностях, даст совет. А если «путник» где-то решит следовать своим путем, куда «проводник» не рискнет пойти, то они просто разойдутся. Хотя, бывают и такие преподаватели, которые искусно ведут путников своим путем, и всем это нравится… это уже ближе к коучингу и психологии.

В обучении нетворкингу, как и в других сферах, если учащийся сам чего-то не хочет – то он будет сидеть на месте или идти своим путем. Если хочет – то может воспользоваться помощью «проводника». Какие-то варианты, предложенные преподавателем, он может счесть ненужными, к каким-то прислушается больше и узнает их глубже, задавая дополнительные вопросы. В конечном счете, он может решить действовать вопреки рекомендациям, но перед этим узнает полезную ему информацию. В целом, то же самое происходит и с другими предметами. Причем, во многих бизнес-школах состав преподавателей определяют студенты.

Источник: http://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1498080/


Возврат к списку